Тамбов православный
http://pravtambov.ru/

Страшная сила слова
http://pravtambov.ru/viewtopic.php?f=17&t=60
Страница 1 из 1

Автор:  tamb [ Пт янв 18, 2013 4:07 pm ]
Заголовок сообщения:  Страшная сила слова

В 1940 году Михаил Лермонтов пишет, по сути, страшное стихотворение:

"За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя?
За месть врагов и клевету друзей,
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил".

А буквально через год погибает на дуэли. Может сложиться ощущение, что он бросает вызов Творцу, и - получает то, о чём "просит" в стихотворении...

Автор:  Wife [ Сб янв 19, 2013 11:04 pm ]
Заголовок сообщения: 

Согласна, слово имеет огромную силу, иногда и страшную.
Только все-таки вызова Творцу я тут не вижу. Дерзновение, может, даже дерзость. Но в личных отношениях с Богом бывают разные тона. Вызовом был бы выход из подчинения Богу и самовольное распоряжение своей жизнью, а не просьба о смерти.

Автор:  tamb [ Сб янв 19, 2013 11:06 pm ]
Заголовок сообщения: 

А разве дуэль - это не попытка самоубийства, пусть несколько завуалированная ритуалами? Причём попытка, отягощённая возможностью убить другого человека.

Автор:  Wife [ Сб янв 19, 2013 11:11 pm ]
Заголовок сообщения: 

Ну так мы не о дуэли говорим, а о стихотворении.
В стихе есть желание умереть и просьба об этом к Богу.
Не могла ли дуэль быть воспринята Лермонтовым как ответ Бога на свою просьбу? И не могла ли дуэль быть на самом деле таким ответом?

Автор:  tamb [ Сб янв 19, 2013 11:14 pm ]
Заголовок сообщения: 

Wife писал(а):
В стихе есть желание умереть и просьба об этом к Богу.


Лично я тут вижу некий вызов Богу. Подобный тому, что говорили первые люди после грехопадения. Адам говорил - вот, жена, которую Ты мне дал, она меня соблазнила... Ева - вот, змей соблазнил... Можно сравнить с подобным довольно грустным размышлением А. С. Пушкина: "Дар напрасный, дар случайный". Вот у Пушкина - скорее вопросы, размышления. У Лермонтова - скорее ропот. Это не только в этом стихотворении, это во всём творчестве так.

Автор:  Wife [ Вт янв 22, 2013 12:22 pm ]
Заголовок сообщения: 

Не возьмусь судить Лермонтова, даже по его стихам. Для меня он в чем-то очень близок Баратынскому, по внутреннему миру. Баратынский еще более неотмирный, конечно. Но в общем-то похожи они. Только Баратынский нашел себя в семье. А Лермонтову так не посчастливилось. Внутреннее неприятие той атмосферы света, в которой он вращался, и породило такой настрой. Для души идеалистической это действительно было тяжело.

Автор:  tamb [ Вт янв 22, 2013 11:25 pm ]
Заголовок сообщения: 

Wife писал(а):
Не возьмусь судить Лермонтова, даже по его стихам.


Так я не то чтобы судить, а так, с позиции культуролога... Вот что профессор М. М. Дунаев по этому поводу пишет:
"И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
(1840)
Это пострашнее пушкинского "Дар напрасный...". Лермонтов опускается до крайних глубин безверия. И не просто бездумного безверия, которое легко переносится его носителями, но безверия, сознаваемого в отчаянии. Для Пушкина жизнь всё-таки дар, пусть и отвергаемый им в какой-то момент. Для Лермонтова — шутка. Но кто может так шутить? Только Тот, Кто эту жизнь создал. "Пустая и глупая шутка" — это кощунственный вызов Создателю.
Но Лермонтов и на этом не останавливается: он вдруг обращается к Творцу с "молитвой", напитанной ядом насмешки, с прошением, где избыточно ощущается злобное неприятие воли Его:

"Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил".

(1840)

"В основу стихотворения положена мысль, что Бог является источником мирового зла", — пишет в комментарии к стихотворению И.Л. Андроников, цитируя затем вывод иного исследователя (Б. Бухштаба): "Основной тон стихотворения —- ирония над прославлением "благости Господней": всё стихотворение как бы пародирует благодарственную молитву за премудрое и благое устроение мира"".

Автор:  Wife [ Сб янв 26, 2013 2:50 pm ]
Заголовок сообщения: 

Стихи - они на то и стихи, чтобы пойманное поэтом чувство не имело прозаического выражения.
Прозаическое их переложение - всегда включает внутренний мир перелагающего.
И я, читая Лермонтова, не увидела в нем безверия и вызова Создателю, а только глубокое несчастье и одиночество, наложенные на особенности характера. Да, у него нет на все случаи жизни "Слава Богу за все". А нужно ли оно? Поэт обладает особым зрением, он видит и облекает мыслью то, что большая часть людей пропускает. Что-то выливается в слова. Что-то дошло до нас. Мир вокруг полон бед. Если человек несчастлив, зачем ему жизнь?

Автор:  tamb [ Пн фев 11, 2013 10:37 am ]
Заголовок сообщения: 

Wife писал(а):
у него нет на все случаи жизни "Слава Богу за все". А нужно ли оно?


Наверное, не нужно. И всё-таки, на мой взгляд, существует значительная разница именно в восприятии всего окружающего А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. При том, что у первого восприятие светлое, а у второго - мрачное. Как бы там ни было, их творчество всё равно сравнивают, поэтому такое заключение, на мой взгляд, имеет право на существование.

Автор:  Wife [ Пн фев 11, 2013 6:01 pm ]
Заголовок сообщения: 

Я бы не сказала, что у Пушкина восприятие светлое, а Лермонтова - мрачное. Я бы сказала, что у Пушкина - оно легкое: порой светлое, порой темное, но всегда легкое, летящее и даже мимолетное. У Лермонтова - всегда тяжелое, глубокое, и потому трагичное. Даже то, что можно было бы и не драматизировать, он переживал глубоко и долго. Это разные натуры, разные характеры, но степень христианских убеждений мерять на основании этого и умалять религиозность Лермонтова, ставить ему в вину вызов Богу я бы не стала.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/